От Кубани до Амура
Концертная программа о культуре российского казачества стала первой масштабной постановкой при новом руководстве «Чалдонов» и важным этапом в творческой деятельности ансамбля. Режиссер-постановщик концертной программы, известный балетмейстер Андрей Степанов подготовил грандиозное зрелище, которое подарило массу положительных эмоций и ярких впечатлений новосибирскому зрителю. Мария Кожина выяснила, как проходил постановочный процесс, и чем стала для ансамбля эта премьера.
— «От Кубани до Амура» — это программа, в основе которой — культура российских казаков. Почему именно эта тема оказалась вам интересна?
— Обращение к этой теме для нас вполне закономерно. По одной из версий, название нашего коллектива напрямую связано с казачеством. Есть мнение, что чалдоны — это казаки, пришедшие в Сибирь с побережья Дона вместе с Ермаком. В этом смысле мы ощущаем свою принадлежность к их культуре.
Кроме того, народное искусство казаков — это довольно обширная тема, а значит, благодатная для творчества. Мелодичность песни, развернутость пляски, свобода, размах, напор — те категории, с которыми интересно работать. Мне кажется, что это перекликается и с сибирским народным творчеством. Есть какая-то особая связь именно с нашим культурным наследием. Размашистая сибирская душа и сильная казачья воля, на мой взгляд, понятия практически равнозначные.
На самом деле, существует масса подобных постановок. Я работал с разными коллективами города и области, но так случилось, что до сих пор мне не пришлось сделать целиком, от начала до конца, ни одной казачьей программы. Сейчас появилась возможность осуществить свою давнюю мечту.
— Как появилось название программы?
— Мы назвали программу «От Кубани до Амура», потому что, с одной стороны, решили не привязываться к конкретному региону. С другой, хотели охватить максимально широкую географию. Ведь что такое российское казачество? В первую очередь это деление на округа. Существует кубанское, донское, уральское, сибирское, забайкальское, амурское казачье войско. В программе мы решили охватить все эти «области» — размахнуться от края до края. Конечно, это разделение в постановке условно. От первого до последнего номера — это цельная история. Но для меня все-таки важна принадлежность того или иного произведения к конкретному месту. После общего пролога мы переходим к размышлению о казачьей культуре регионов.
— Я правильно понимаю, что в культуре каждого региона есть своя специфика?
— Вы абсолютно правы. Ярким примером можно считать Терское казачество Северного Кавказа. Это тот случай, когда очень сложно провести грань между двумя разными культурами. Путь русских на Кавказ начался еще в 16 веке. Казаки, обосновавшиеся на реке Терек, были призваны охранять южные рубежи России. Постепенно они начали перенимать культуру северокавказских народов: носить ту же одежду, петь те же песни. Так происходило и в других регионах, где появлялись казачьи войска, поэтому есть тесная связь с традициями коренного населения этих мест.
Но бывает довольно сложно найти различия в творчестве казаков из разных географических областей. Есть песни, которые в программах принято называть «Казачья старинная песня», «Казачья строевая песня» или «Казачья плясовая песня» — во всех этих случаях имеется в виду народная песня. Текст в основе — один и тот же, мелодия — одна и та же, но в каждом регионе эту песню исполняют по-разному. Существуют песни, про которые точно можно сказать: эта песня родилась на Кубани, а эта появилась на Дону. А есть такие, которые поет все казачество, и известны они по всей России. Никто не говорит о принадлежности этих песен к тому или иному региону.
— Вы сказали о том, что у многих народных коллективов есть программы на эту же тему. Чем отличается ваша?
— Когда создают такие программы, постановщики стремятся вставить какие-то авторские (музыкальные или вокальные) номера. Наша программа практически вся, кроме финальной песни, состоит из аутентичного материала. Это, действительно, казачьи народные песни. В каждом блоке программы мы представим типичную песню того региона, о котором идет речь.
Что касается отбора материала, в народе есть некий перечень популярных казачьих песен, которые поют все. Этих песен не очень много, но нам удалось найти такие, которых нет в программах других коллективов Новосибирска, но при этом они знакомы нашему зрителю и, я уверен, будут им приняты с восторгом.
— Что значит эта программа в контексте всей деятельности «Чалдонов»?
— Без преувеличения можно сказать, что это новый этап в жизни «Чалдонов». Я работаю с коллективом недавно. Но важную роль играет то обстоятельство, что с «Чалдонами» мы раньше пересекались на разных площадках. Я довольно много работал балетмейстером-постановщиком массовых городских и областных мероприятий и с ансамблем хорошо знаком. Конечно, в каком-то смысле сейчас нам пришлось начинать с нуля, но я вижу, что коллектив мне доверяет, у артистов горят глаза и их переполняет желание работать. Это не может не вдохновлять! Я думаю, что программа окажется успешной и станет первым уверенным шагом в нашем совместном творчестве.
Григорий Кроних
Губернатор Андрей Травников и Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежда Болтенко во время рабочей встречи 9 марта обсудили вопросы соблюдения прав и законных интересов детей в регионе, а также социальные меры поддержки семей с детьми, многодетных семей.
В Новосибирском цирке прошла акция «Счастливая мама», приуроченная к Международному женскому дню. Мамам, воспитывающим 10 и более детей и награждённым знаком отличия «Материнская доблесть» 1 степени (или другим знаком отличия, учреждённым в регионе), Росгосцирк подарил возможность отметить главный праздник весны — 8 Марта — в цирках.
В г.Сочи подведены итоги Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». В число 103 победителей проекта вошли 11 представителей регионов Сибири: 5 из Новосибирской области, 3 из Красноярского края, 2 из Омской области и 1 из Томской области. По общему числу победителей Сибирский федеральный округ занял третье место среди всех федеральных округов.