Сергей Тележинский: Главное, что нам может помочь, – это кооперация
– Сергей Владимирович, насколько я знаю, скоро Генеральное консульство откроется в Екатеринбурге, в планах – Ростов-на-Дону. Почему не Новосибирск?
– Здесь все зависит от вас. Если Беларусь увидит, что сотрудничество между нами тесное и надо в Новосибирске увеличивать количество сотрудников, дипломатов, тогда и появится Генеральное консульство.
– И каким мог бы быть первый шаг?
– Прямой авиарейс Минск – Новосибирск.
– Раз уже пытались.
– Два раза. И Belavia, и S7. Но тогда посчитали, что это экономически нецелесообразно. Однако я вам могу сказать, на настоящий момент ситуация совершенно иная. Пассажиропоток из Новосибирска – а он хорошо виден, прозрачен – занимает третье место по пассажиропотоку из России в Республику Беларусь.
– О, ничего себе! А в чем тогда проблемы?
– Проблемы есть. Belavia сейчас в связи с санкциями не имеет достаточного количества бортов для организации такого рейса. Если же она вдруг его запустила бы, то билеты были бы «золотыми». Потому что (пока договор по этому вопросу между Беларусью и Россией не ратифицирован) у нас авиаперевозки в РФ считаются по международному тарифу. А вы представляете, сколько самолет из Минска в Новосибирск летит над белоруской территорией, а сколько над российской.
– Прекрасно представляю, я летал в Минск. Когда же договор будет ратифицирован и тарифы выравнены?
– Думаю, в 2025-м.
– Это замечательно. Но все равно получается, что нам ждать еще год.
– Но никто же не мешает самим запускать рейсы и на первоначальном этапе субсидировать их из регионального бюджета. Если Belavia не может, это в любое момент способен сделать любой российский оператор.
– С субсидиями того региона, откуда летит самолет?
– Да, кто в первую очередь заинтересован в сотрудничестве с Республикой Беларусь.
– Сотрудничество взаимовыгодное. Наверное, тут и вы могли бы чем-то помочь?
– Безусловно, я разговаривал с руководством национального аэропорта «Минск», они готовы предоставить тарифы по обслуживанию транспорта на льготных условиях. Обещают скидки порядка 40%.
– Отличные скидки. А примеры таких рейсов с субсидированием есть?
– И не один. И все они заполнены процентов на 90, чего вполне достаточно.
– Кто из российских операторов это мог бы сделать в Новосибирске?
– S7. Она же все-таки родная, новосибирская. Но я понимаю, что это крупная коммерческая авиакомпания и может затребовать существенных финансовых средств. Скорее всего, «Аэрофлоту» это тоже неинтересно, у него есть стыковочные рейсы через Москву, прямые билеты. То есть «Аэрофлот» и так зарабатывает хорошие деньги. Но есть небольшие компании типа Red Wings и другие. Не исключено, что им это было бы интересно.
– Я уверен, что такой рейс будет забит.
– Да, не надо забывать, что Новосибирск – это транспортный узел. Вокруг него много регионов, откуда можно доехать на автомобиле, автобусе. Приехать, сесть в Новосибирске на самолет и прилететь в Беларусь.
– Обратный же пассажиропоток тоже не исключен. Мне кажется, чтобы посмотреть тот же Горный Алтай. Белорусы полетят!
– Согласен, и белорусам интересно посмотреть Горный Алтай, и россиянам – Минск, Беловежскую пущу, Брест, Хатынь. Посетить белорусские санатории, в которых любят отдыхать пока только гости из европейской части России. За последнее десятилетие у нас отреставрированы все старые замки, урочища, и там тоже есть что посмотреть.
Могу сказать, что задача такого взаимообмена поставлена перед нами премьером, послом. И мы в третий раз будет поднимать ее по нашей инициативе на российско-белорусской встрече. Честно скажу, у меня нет понимания, почему все эти вопросы до сих пор не решены.
Был бы прямой рейс хотя бы раз в неделю, организовать недельный тур – не проблема. Для двухнедельного пребывания в санатории – то же самое.
Вопрос сейчас не в деньгах. Как у нас говорят, «за компот люди уже готовы платить», но ведь поедут не только туристы, но и бизнес. Однако без прямого авиарейса Новосибирск – Минск налаживать деловые связи крайне сложно.
Далее идут взаимоотношения, обмен опытом между органами власти. Новосибирский вице-мэр Анна Васильевна Терешкова приезжала в Минск, знакомилась с его благоустройством. У Беларуси здесь есть что показать.
– Мне, исходя из специфики нашего журнала, более интересна промышленность. Там Беларуси тоже есть что показать. Сотрудничество, конечно, существует, но как далеко вы готовы двигаться дальше?
– Станкостроение, машиностроение – все готовы показать. И не только для того, чтобы просто продать, грубо говоря, «втюхать». Раз мы уж начали об этом говорить, то сотрудничество бывает разное. Если вы покупаете белорусский трактор, то он на 50% состоит из российских запчастей, а это занятость, зарплаты, налоги в региональные и федеральный бюджеты РФ. Если покупаете китайский, то там ничего такого нет. Поддерживая таким образом китайскую промышленность, мы в конце концов гробим свою.
Например, вся техника БелАЗ на 99% производится из комплектующих Союзного государства (точные пропорции, что из России, что из Беларуси, не назову). Это уже практически полностью импортозамещенный продукт. На БелАЗ работают в том числе и новосибирские предприятия, в частности Сибэлектропривод.
Есть и еще один нюанс: белорусская техника поставляется с последующим сервисом, «гарантийкой». Китай же садит «на иглу»: техника – со скидкой, запчасти – втридорога. Эта политика отражается не только на Беларуси, но и на России. МАЗ просел, КамАЗ просел, потребитель выбирает, ориентируясь на цены, мало задумываясь о расходах по обслуживанию. Место «Белшины» также, к сожалению, в России заняли китайцы.
– Вы курируете не только Новосибирскую область, но и Кемеровскую и Томскую. У нас есть ваши торговые дома. А возможна ли локализация в Сибири каких-то белорусских производств?
– В условиях санкций – это особенно актуально. Нам может помочь только все более и более тесная кооперация. Уже давно идут разговоры о локализации в Новосибирске производства техники «Амкодор», а это рынок отсюда и до Дальнего Востока. Только в одном Новосибирске существует дефицит в 90 единиц техники, подобной «Амкадор».
Локализация возможна. И нужна. Где-то можно использовать компетенции существующих предприятий, где-то проще начать с нуля. Печально смотреть, что Новосибирск превращается в город услуг и торговли. А как же наука и промышленность?
– Если власть все понимает (должна же она все понимать), то почему мы не видим конечных решений?
– Увы, этот процесс крайне вялотекущий. Все в итоге зависит от позиции региональных, муниципальных руководителей. Я привык к открытому диалогу: нет значит нет, да значит да.
– Кроме крупной техники, где еще было бы интересно сотрудничество Сибири и Беларуси?
– Да много где! Один белорусский предприниматель попросил меня посодействовать в продвижении его систем очистки воздуха. Я пришел к министру образования (тогда им был Сергей Владимирович Федорчук), и он ими заинтересовался. В итоге в трех новосибирских лицеях эти системы уже стоят.
Такие вопросы возникают постоянно. Кому-то в России нужна белорусская минеральная вата, кому-то в Беларуси лиственница из Сибири. К концу года, кстати, в Новосибирске могут появиться магазины белорусского легпрома. У нас, в Брестской области, много швейных предприятий, их продукция идет в РФ, но до Новосибирска пока, к сожалению, не дошла.
– Ну, про белорусские продукты питания я уже не говорю. И ваши ярмарки, и белорусские магазины пользуются повышенным вниманием новосибирцев. У меня тоже есть такой рядом с домом, постоянно в него хожу.
– Да, и в федеральных сетях белорусских продуктов предостаточно. Сыры брендов «Савушкин продукт», «Брест-Литовск» имеют мировые золотые медали. Наш греческий йогурт, брестское мороженое, сырки – самые лучшие еще со времен СССР, а ГОСТ с тех пор в Беларуси и не менялся.
– А вам были бы интересны какие-то продукты из Сибири?
– Безусловно. Дикоросы, орехи, рыба, чем Сибирь и славится.
– Я еще забыл про «Пинскдрев».
– Ну, он в Новосибирске уже давно, и у него все хорошо.
P.S. Сразу после нашего разговора с Сергеем Владимировичем стало известно, что Беларусь создаст в Новосибирске на базе торгового дома «МТЗ-Сибирь» центр машиностроения, так что он действительно был прав – локализация возможна.
Текст: Александр Горбаченко
Стартовал опрос предпринимателей Новосибирской области о реализации и актуализации целевых моделей по улучшению делового климата в регионе.
Косметика мирового уровня совсем рядом. Она гораздо доступнее по цене и безупречна по качеству
Cумма контракта составляет около $3 млн